Когда советские солдаты проявляли чудеса героизма на фронте, труженики тыла в годы Великой Отечественной войны создавали фундамент победы. И тот факт, что большинство из них не слышало взрывов снарядов и над ними не свистели пули, ни в коей мере не преуменьшает их заслуг.
С первых дней войны трудящиеся районов Горького мобилизовали все свои силы на помощь фронту.
В начале 40-х гг. на территории Автозаводского района кроме автомобильного завода, располагался крупный авиационный завод № 466, ОСМЧ (особая строительно-монтажная часть) «Стройгаза» № 2. Автозавод выпускал автомобили, легкие танки Т-60, Т-70, танковые моторы, САУ, бронеавтомобили, минометы, боеприпасы, комплектующие изделия для танков Т-34, снаряды для реактивных установок, другую военную продукцию.
С 4 по 22 июня 1943 г. завод 25 раз подвергался массированным налетам вражеской авиации. В результате бомбежек было разрушено или повреждено 50 зданий и сооружений предприятия; выведено из строя 5900 ед. технологического оборудования, более 9 тыс. конвейеров и транспортеров. Но то, что фашисты крушили ночью, люди восстанавливали днем. Цеха стояли без крыш, но уже выдавали продукцию. Производство продукции не прекращалось ни на один день.
На территории Канавинского района к началу войны насчитывалось более 10 крупных предприятий. Завод «Красный цинковальщик» стал филиалом авиационного завода. Здесь стали выпускать комплектующие изделия для самолетов и другие детали для военной техники. За годы войны Горьковский металлургический завод дал несколько тыс. тонн ценных сплавов. Было организовано производство саперных лопат и ножниц – кусачек для резки проволочных заграждений. Десятки дивизий и корпусов были снабжены пилами, ножовками и другими инструментами, изготовленными на заводе. «Красный Якорь» перешел на выпуск боеприпасов и укладочных приспособлений для горной артиллерии, понтонных якорей для инженерных войск и т.д. Завод им. Попова выпустил свыше 7 тыс. самосвалов, более 10 тыс. автобусов – штабных и санитарных, свыше 25 тыс. походных кухонь и много другой продукции военного назначения. Коллектив масложирового комбината им. Кирова наряду с основной продукцией организовал производство порошка «НА», который использовался для приготовления порошка для бутылок с зажигательной смесью. В 1941 г. был построен цех и организовано производство динамитного, химически чистого глицерина, а также спецпродукта для военных заводов, изготовляющих военную технику. Большое значение имела бесперебойная работа железнодорожного транспорта.
В Ленинском районе работали эвакуированные предприятия из Белоруссии, Украины, западных городов России.
В экстремальных условиях небывалого противостояния фронт требовал во все возрастающих количествах боевую технику, вооружение, боеприпасы, снаряжение, продукты сельскохозяйственного производства, людские ресурсы.
На личные средства горьковчан были дополнительно построены сотни самолетов, танков, пушек и много другой боевой техники. Не хватало кадров, оборудования, сырья, опыта, знаний… Но чувство долга, вера в победу помогала делать поистине невозможное.
В общей великой победе есть значительный вклад горьковчан, доведенных до крайней степени нищеты, но не потерявших трудолюбия. Большинства из них сейчас нет в живых. Многие умерли раньше срока – сказались тяжелые военные годы, неимоверное трудовое напряжение, скудное питание и бесчисленные лишения. И надо сказать, что эти герои тыла – «героями» себя не считали, они просто исполняли долг перед Родиной.
Так кто они эти труженики тыла? На этой странице, дорогой читатель, мы вместе расскажем о них.
Баландин Григорий Александрович